*******
*******
*******
******
В рамках межведомственной профилактической акции «Дружим с законом!» 21 февраля 2019 года в гимназии состоялась встреча учащихся 9-11 классов с специалистами УЗ «Стародорожская ЦРБ». 21 февраля – Всемирный день профилактики инфекций, передающихся половым путем.
Об инфекциях, передающихся половым путем, учащимся рассказал врач-дерматовенеролог Нехай Михаил Васильевич, о сохранении психического здоровья и вреде алкоголя на организм человека – врач-психиатр Довнар Ольга Федоровна. Валеолог Наруцкая Алина Сергеевна предложила учащимся буклеты по профилактике инфекций ИППП, наркомании, алкоголизма.
******
******
15 декабря 2018 года в ресурсном центре по профилактике ВИЧ-инфекции и пропаганде здорового образа жизни (кабинет № 22) проходил диспут – презентация «Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра».
Жизнь – это три дня: вчера, сегодня и завтра.
Вчера уже прошло, и ты ничего в нём не изменишь,
завтра ещё не наступило и может не наступить.
Поэтому постарайся сегодня поступать достойно, чтобы не сожалеть.
Учащиеся 10-11 классов приняли активное участие в нашем мероприятии, где высказали свою точку зрения по данной проблеме.
*********
20 ноября 2018 года в ГУО «Гимназия №1 г. Старые Дороги», на базе ресурсного центра по профилактике ВИЧ-инфекции и формированию здорового образа жизни, проводился семинар на тему «Современные подходы в работе заместителей директоров по воспитательной работе по формированию здорового образа жизни учащихся". Во время семинара обсуждались вопросы совершенствования работы с детьми и подростками по формированию здорового образа жизни.
Семинар проводился в форме педагогического моста. С информацией «Здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования» выступила Бода Светлана Владимировна, методист управления по образованию, спорту и туризму Стародорожского райисполкома.
Опытом работы по формированию здорового образа жизни учащихся поделились Александрова Наталья Валерьевна, заместитель директора по воспитательной работе ГУО «Горковская средняя школа Стародорожского района», Парада Елена Исаковна, заместитель директора по воспитательной работе ГУО «Языльская средняя школа имени Героя Советского Союза Г.А. Половчени» и другие участники семинара.
Практическое занятие с учащимися на тему «Рискованное поведение - фактор риска для здоровья», тренинг с заместителями директоров по воспитательной работе «Жизненные ценности», провела педагог социальный ГУО «Гимназия №1 г. Старые Дороги» Солонец Н.А.
Подвела итоги работы семинара Бода Светлана Владимировна, методист управления по образованию, спорту и туризму Стародорожского райисполкома.
***********
***********
************
************
Родителям о наркотиках (читать)
***************
Заседание детско-родительского клуба «Рука в руке»
Тема: «Мир вокруг меня»
Ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди.
Поэтому, главным принципом воспитания является - воспитание собственным примером.
Больше всего примеров поведения родителей дети получают от совместной деятельности: это - досуг, семейные традиции, общие трудовые дела. Родители поделились опытом воспитания, организации свободного времени в своих семьях.
Профилактические ролики (смотреть, скачать)
Наркомания подростков
У подростковой наркомании особый статус. В отличие от наркотической зависимости у взрослых, это заболевание у подростков развивается по «упрощенной схеме» и приводит к гораздо более губительным последствиям. Так, даже 1-2 приема наркотиков могут вызвать тяжелую степень зависимости, а личностная деградация и необратимые изменения в организме ребенка могут навсегда вычеркнуть его, пусть не из жизни вообще, но из жизни общества — с очень высокой вероятностью.
Особенности и отличительные черты подростковой наркомании
В современном обществе подростковая наркомания относится к одним из наиболее актуальных проблем. Особенно учитывая ее тенденцию к разрастанию до поистине пандемических масштабов. Статистика подтверждает это, и не оставляет места оптимизму:
- порядка 30% от всех обращений подростков к наркологу касательно зависимости завершаются постановкой диагноза «наркомания»;
- в однократном использовании наркотиков, в качестве «пробы», признаются более 50% мальчиков и 20% девочек подросткового возраста;
- порядка 40% мальчиков и 18% девочек прибегали к применению наркотиков неоднократно;
- средний возраст начала приема наркотических веществ оценивается в 12-13 лет.
Появление наркозависимости у подростков на территории СССР произошло почти на десятилетие позже, чем в США и странах Западной Европы — в конце 60-х гг. Но «упущенное» время было быстро наверстано тем, что в современной России подростковая наркоманияприобрела достаточно яркие отличительные черты:
- постоянно меняющийся перечень наиболее популярных наркотиков;
- широкая распространенность наркотиков, синтезируемых из законодательно разрешенных, ненаркотических фармакологических средств;
- большое количество зарегистрированных случаев полинаркомании (одновременного употребления нескольких видов наркотических веществ и/или сочетания алкоголя и наркотиков);
- преобладающее количество случаев периодического приема наркотиков — тяжелая степень зависимости встречается гораздо реже.
Но последний пункт не должен вводить в заблуждение: именно с периодического использования наркотических веществ начинается тяжелая зависимость. И какой именно эпизод приемов наркотиков заставит перешагнуть условную границу между развлечением и болезнью — спрогнозировать и предвидеть невозможно.
Причины подростковой наркомании
Главным этиологическим фактором наркомании выступает собственно наркотическое вещество, вызывающее зависимость. Но специалисты, занимающиеся изучением проблемы подростковой наркомании, выделяют три самостоятельные группы предрасполагающих факторов — обстоятельств, повышающих вероятность развития патологического пристрастия к какому-либо наркотику:
Биологические. В эту группу входят лица с генетически-обусловленными особенностями обмена нейромедиаторов. В этом случае в головном мозге более быстро возникают и закрепляются связи, отвечающие за привыкание к наркотическому веществу и формирование устойчивой зависимости.
Также вероятность развития наркозависимости существенно повышена у лиц с различными акцентуациями характера, при которых наблюдается избирательная уязвимость к различному роду психогенных раздражителей (к которым также относятся наркотики).
Подростки с психопатией, олигофренией, маниакально-депрессивным психозом и шизофренией также более склонны к вовлечению в наркоманию и приобретение зависимости.
Психологические. К психологическим факторам, повышающим вероятность развития наркотической зависимости, относятся:
- личностная незрелость;
- слабая или отсутствующая воля;
- отсутствие жизненных целей и ориентиров;
- стремление к получению удовольствия и неспособность сопротивляться собственным желаниям;
- неумение или нежелание оценивать возможные последствия принятых решений;
- желание получать желаемое немедленно и без оглядки на потенциальные риски.
Но даже при наличии перечисленных факторов необходим своеобразный толчок к тому, чтобы у подростка возникла потребность в принятии наркотиков. Чаще всего провокаторами этого желания становятся проблемы психологического характера, которые базируются на искаженном восприятии реальности, неправильном воспитании, нездоровой обстановкой в семье.
Также не следует исключать естественные особенности подросткового возраста (гипертрофированная эмоциональность, гормональные «бури» и пр.). В сочетании с одним или несколькими из перечисленных выше обстоятельств они способны стать предпосылкой к наркомании. Подросток находится в зоне повышенной уязвимости, так как подвергается воздействию постоянно растущего количества перемен. В пубертатном периоде с ним происходят достаточно резкие изменения — меняется тело, отношение к жизни, социальный статус и все, что совсем недавно казалось незыблемым, становится шатким и непрочным. Более того, самооценка подростка может резко колебаться от «Я – пустое место», до «Я лучше всех» под влиянием незначительных обстоятельств. А постоянно растущая потребность в формировании новых социальных связей, получении новых и острых впечатлений и создании образа «своего парня» в среде ровесников может толкнуть подростка на необдуманные поступки. В том числе, на знакомство с асоциальными и преступными элементами, среди которых наркомания — обычное явление, и на согласие попробовать наркотики, чтобы не быть «белой вороной».
Социальные. Предпосылкой к подростковой наркомании могут быть особенности самой среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Так, недостаточный контроль со стороны родителей, или принадлежность семьи к асоциальной группе существенно повышает вероятность развития зависимости у подростка.
Еще одним значимым социальным фактором является желание самого подростка выделиться в компании друзей (или, наоборот, не выделяться, если в компании наркомания — привычное явление), произвести впечатление на окружающих и повысить таким образом свой социальный статус.
Специалисты отмечают, что среди всех случаев подростковой наркомании наблюдается определенная закономерность. Так, на детей, которые употребляют наркотики периодически и не проявляют ярко выраженной зависимости, чаще влияют социальные факторы. А в случаях с тяжелой наркотической зависимостью присутствуют биологические и психологические предпосылки.
***************
Ответственность за хранение и сбыт курительных смесей «СПАЙС»
Согласно перечню наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь, утвержденному Постановлением Минздрава Республики Беларусь от 28.05.2003 № 26, «курительные смеси» отнесены к особо опасным психотропным веществам.
За незаконный оборот особо опасных психотропных веществ предусмотрена уголовная ответственность в соответствии с ч.ч. 1 (хранение) и 3 (сбыт) ст. 328 УК Республики Беларусь.
ч. 1 ст. 328
Незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
ч. 2 ст. 328
Незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов - наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации.
ч. 3. ст. 328
Действия, предусмотренные ч. 2 настоящей статьи, совершенные группой лиц, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327-329 или 331 настоящего кодекса, либо в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в крупном размере, либо в отношении особо опасных наркотических средств или психотропных веществ, либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов на территории учреждения образования, организации здравоохранения, воинской части, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания под стражей или в месте проведения спортивных, культурно-массовых либо иных массовых мероприятий - наказываются лишением свободы на срок от восьми до тринадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.
***************
Родителям о наркотиках (читать)
***************
ЛЮБИМЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ НАШИХ ДЕТЕЙ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ
Еще десятилетие назад основной темой разговоров учащихся начальных классов была их школьная жизнь. Сегодня такой темой становятся компьютер и компьютерные игры. Изменяется детский язык, насыщаясь специфической терминологией, которая далеко не всегда понятна взрослым. Овладение компьютером и игровые достижения выступают ведущим способом самоутверждения, повышения самооценки ребенка и роста его рейтинга среди ровесников.
Мощная индустрия компьютерных игр постоянно совершенствуется, что приводит к увеличению количества заядлых игроков – геймеров, которыми являются люди разного возраста и социального статуса. Существует также киберспорт, история которого началась в конце ХХ века с соревнований по культовой «стрелялке» Doom. Первой в мире страной, признавшей этот спорт официальным видом, стала Россия в 2001 году. Сегодня проводятся чемпионаты по компьютерным играм различного уровня – от отдельных школ до международных турниров, самым известным из которых является Word Cyber Games (WCG), организованный подобно олимпийским играм. Призовые фонды соревнований по самым популярным играм составляют в среднем порядка 1,5 миллиона долларов. Имеются специальные сайты и блоги, на которых игроки могут делиться новостями и секретами любимой игры.
Современная компьютерная игра – это яркий, образный трехмерный мир, который вполне можно считать настоящим из-за высокого качества изображения и звуковых эффектов. В этом мире интерактивное действие очень динамично, присутствует многоуровневая нить событий, создана реалистичная среда с детализированными предметами и персонажами (подробнее)
ОБУЧАЕМ РЕБЕНКА НАВЫКАМ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В современном мире особую актуальность приобрела тема обеспечения безопасности подрастающего поколения. Наверно поэтому многие родители, боясь за жизнь и здоровье своего ребенка, не разрешают гулять на улице без присмотра даже 10–12-летним детям, ограничивая свободу их передвижения рамками квартиры, школы и секции.
Надо сказать, что мы вполне понимаем опасения мам и пап. Ведь количество несчастных случаев и правонарушений, совершаемых в отношении детей вне дома, от года к году не уменьшается. Беззащитный ребенок может пострадать от грабителя, которого интересуют только деньги и ценности, или от хулиганов, которым зачастую достаточно просто покуражиться над безобидной жертвой, или от насильника либо маньяка; подвергнуться нападению как бродячей, так и вполне благополучной собаки, причем в присутствии хозяина последней; получить травму в результате дорожно-транспортного происшествия и многое другое.
К сожалению, когда дети покидают улицу, степень риска для них зачастую не уменьшается, а наоборот увеличивается. В пределах дома подросток нередко становится жертвой: разбойного нападения на квартиру или ограбления во время проникновения в жилище с просьбой о помощи; сексуального или иного домогательства в подъезде здания (лифте, на лестничной площадке, этаже) или при общении в сети Интернет. Отметим, что во многом привычными в последнее время стали случаи школьного буллинга (терроризирования) и кибербуллинга (издевательства над ребенком, преследования его с использованием цифровых технологий), ограбления в общественном транспорте или магазине, предложения наркотиков под видом безобидных таблеток на дискотеках и т.д. (подробнее)
***************
21 ноября 2017 г. на базе ресурсного центра по профилактике ВИЧ-инфекции и формированию здорового образа жизни состоялся Семинар-практикум «Профилактика интернет-зависимостей в молодежной среде».
В мероприятии приняли участие педагогические работники учреждений образования района, ответственные за подготовку волонтеров к реализации подхода "равный обучает равного", и учащиеся школ города.
Волонтеры гимназии Барановская Юлия и Чечуха Анна провели с учащимися занятие-тренинг по профилактике интернет-зависимостей в молодежной среде. В ходе дебатов учащиеся приводили аргументы не только о вреде, но о пользе интернета. Свои доводы и аргументы они представили в виде плакатов "Реклама - двигатель реального образа жизни".
В семинаре-практикуме приняли участие специалист ИДН Стародорожского РОВД Кириченко Татьяна Николаевна и врач-нарколог УЗ "Стародорожская ЦРБ" Клешняк Ольга Леонидовна.
***************
График работы ресурсного центра по профилактике ВИЧ-инфекции
и формированию здорового образа жизни на 2017/2018 учебный год
Вторник
10.00 – 12.00 – Консультации для педагогических работников по вопросам организации и проведения профилактической деятельности по вопросам здорового образа жизни и профилактики ВИЧ-инфекции и ИППП
12.00 – 15.00 – Факультативные занятия по ЗОЖ
15.00 – 16.00 – Организация работы с волонтерами по методике «Равный обучает равного»
Четверг
10.00 – 12.00 – Консультирование педагогов учреждений образования, оказание информационно-методической поддержки
12.00 – 15.00 – Факультативные занятия по ЗОЖ
15.00 – 16.00 – Организация работы с волонтерами по методике «Равный обучает равного»
Пятница
10.00 – 12.00 – Консультации для педагогических работников по вопросам организации и проведения профилактической деятельности по вопросам здорового образа жизни и профилактики ВИЧ-инфекции и ИППП
14.00 – 16.00 – Обновление информационных, методических материалов в ресурсном центре по профилактике ВИЧ-инфекции и формированию здорового образа жизни
УТВЕРЖДАЮ
Директор Государственного учреждения образования
«Гимназия №1 г.Старые Дороги»
_(подпись)_ С.М.Волчецкая
01.09.2017г.
План работы ресурсного центра по профилактике ВИЧ-инфекции и формированию здорового образа жизни на 2017 / 2018 учебный год
№ |
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Контингент |
Кто проводит |
||
Организационная работа |
||||||
1 |
Планирование работы ресурсного центра на 2017/ 2018 учебный год |
10.09.2017г. |
Руководитель ресурсного центра |
|||
2 |
Пополнение и систематизация педагогических, информационных и программно-методических ресурсов |
В течение года |
Руководитель ресурсного центра |
|||
3 |
Организация сотрудничества Центра с отделом образования, спорта и туризма Стародорожского райисполкома, другими государственными структурами и учреждениями образования района, общественными организациями, СМИ |
постоянно |
Руководитель ресурсного центра, РУМК |
|||
4 |
Размещение информации о работе РЦ на сайте гимназии |
В течение года |
Заместитель директора по ВР |
|||
Методическое обеспечение работы Центра (гимназия) |
||||||
5 |
Организация работы факультативов по ЗОЖ |
В течение года |
Администрация |
|||
6 |
Организационное заседание членов волонтерского отряда «Надежда будущего» по вопросам деятельности в направлении профилактики ВИЧ-инфекции и пропаганды здорового образа жизни среди сверстников. Планирование работы, распределение поручений |
Сентябрь |
Учащиеся - волонтеры |
Руководитель ресурсного центра |
||
7 |
Тренировочные (теоретические и практические) занятия по методике РОР по пропаганде ЗОЖ |
Сентябрь - октябрь |
Учащиеся - волонтеры |
Руководитель ресурсного центра, заместитель директора по ВР |
||
8 |
Размещение информации по профилактике ВИЧ/СПИДа, пропаганде здорового образа жизни, отказа от рискованного поведения на стендах «Планета здоровья», «ЗОЖ», «Информация» |
1 раз в месяц |
Руководитель ресурсного центра |
|||
9 |
Проведение профилактических Недель по профилактике вредных привычек у подростков. |
По плану |
Учащиеся |
Руководитель ресурсного центра, заместитель директора по ВР, специалисты СППС |
||
10 |
Консультации для классных руководителей по вопросам распространения СПИДа, ВИЧ-инфекций, пропаганде здорового образа жизни |
В течение года |
Педагогические работники |
Руководитель ресурсного центра |
||
11 |
Консультации для учащихся по вопросам распространения СПИДа, ВИЧ-инфекций, пропаганде здорового образа жизни |
В течение года |
Учащиеся |
Руководитель ресурсного центра |
||
12 |
Занятие по методике «Равный обучает равного» с учащимися 9 – 10-ых классов гимназии «Профилактика онлайн-насилия» |
Март |
Классные руководители |
Руководитель ресурсного центра, волонтеры РОР |
||
13 |
Проведение в коллективе единого информационного дня по проблеме ВИЧ/СПИД |
Декабрь Май |
Учащиеся, педагогические работники |
Руководитель ресурсного центра, волонтеры РОР заместитель директора по ВР |
||
14 |
Анкетирование учащихся (с 15 лет) с целью изучения уровня информированности и определения уровня рискованного поведения по проблемам ВИЧ-инфекции, наркомании, ИППП |
1 раз в полугодие |
Учащиеся |
Специалисты СППС |
||
15 |
Индивидуальные и групповые консультации для родителей, педагогов, учащихся по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции, СПИДа, сохранению и укреплению психического и физического здоровья |
В течение года |
Специалисты СППС |
|||
16 |
Участие в мероприятиях, проводимых в рамках Всемирной компании против СПИДа |
Памятные даты |
Учащиеся |
Руководитель ресурсного центра, волонтеры РОР |
||
17 |
Организация и посещение постоянно действующей выставки литературы на тему профилактики вредных привычек, ИППП, ВИЧ-инфекции |
В течение года |
Педагогические работники района |
Руководитель ресурсного центра, библиотекарь |
||
18 |
Выпуск буклетов о вреде наркотиков, курения, алкоголя, курительных смесей |
В течение года |
Учащиеся, педагогические работники района |
Руководитель ресурсного центра, волонтеры РОР |
||
Методическое обеспечение работы Центра (район) |
||||||
19 |
Накопление методического материала по проблемам формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, ИППП, ВИЧ-инфекции |
В течение учебного года |
Руководитель ресурсного центра, РУМК, педагогические работники района |
|||
20 |
Пополнение кабинета разработками мероприятий, видеоматериалами по проблеме ВИЧ/СПИД и пропаганде ЗОЖ |
В течение учебного года |
Руководитель ресурсного центра, РУМК, педагогические работники района |
|||
21 |
Районный семинар «Профилактика интернет-зависимостей в молодежной среде» |
Ноябрь |
Учащиеся, педагогические работники района |
Бода С.В., Солонец Н.А. |
||
22 |
Распространение буклетов, листовок среди учащихся на темы профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения, ВИЧ-инфекции, ИППП |
В течение учебного года |
Учащиеся, педагогические работники района |
РУМК, УЗ «Стародорожская ЦРБ», Рай ЦГиЭ, Руководитель ресурсного центра |
||
23 |
Проведение индивидуальных консультаций для педагогических работников района по организации профилактической деятельности по вопросам здорового образа жизни |
В течение учебного года |
Педагогические работники района |
Руководитель ресурсного центра |
||
24 |
Акция по формированию здорового образа жизни среди учащейся молодежи школ города «Ценность здоровья в жизни человека» |
Апрель |
Учащиеся, педагогические работники школ города |
Руководитель ресурсного центра |
||
25 |
Организация проектной деятельности в учреждениях образования района по формированию ЗОЖ |
В течение учебного года |
Педагогические работники района |
РУМК |
||
Укрепление материальной базы |
||||||
26 |
Пополнение методической базы материалами в помощь учителям района |
В течение учебного года |
Руководитель ресурсного центра |
|||
27 |
Создание каталога электронных ресурсов |
В течение учебного года |
Руководитель ресурсного центра |
|||
Анализ работы РЦ за 2017/2018 учебный год |
||||||
28 |
Мониторинг эффективности работы ресурсного центра |
Май |
Руководитель ресурсного центра |
|||
Руководитель ресурсного центра Н.А.Солонец
***************
19.05.2017 года на базе РЦ по профилактике ВИЧ-инфекции и пропаганде здорового образа жизни в гимназии прошла акция «Остановим СПИД!», в рамках Международного Дня памяти людей, умерших от СПИДа.
Акцию провели волонтеры равного обучения: Барановская Юлия и Чечуха Анна.
Основные задачи этой акции:
- почтить память тех, кто умер от СПИДа,
- поддержать тех, кто живет с ВИЧ и СПИДом,
- повысить сознательность и искоренить стереотипы, связанные с ВИЧ/СПИД,
- мобилизовать общество на борьбу с ВИЧ/СПИД.
***************
Эпидемическая ситуация по ВИЧ-инфекции
на территории Минской области на 01.02.2017
За январь 2017 года показатель заболеваемости ВИЧ-инфекцией в Минской области
составил 2,9 случая на 100 тысяч населения.
В эпидемический процесс вовлечены все возрастные группы населения, однако, основная доля граждан, у которых впервые выявляют вирус, - люди старше 30 лет. Так, 85,4% из числа зарегистрированных за январь 2017 года случаев ВИЧ, - старше 30 лет; 34,1% - старше 40 лет.
В общей структуре ВИЧ-инфицированных лиц преобладают мужчины – 58,8%, доля женщин составляет 41,2%. Удельный вес женщин, вовлеченных в эпидемический процесс по ВИЧ-инфекции за январь 2017 года, составил 26,8%.
По кумулятивным данным (1989 – 01.02.2017) основным путем заражения является половой (58,7%), доля парентерального пути передачи ВИЧ (при внутривенном введении наркотических веществ) составила 37,9%. За январь 2017 года удельный вес лиц, инфицирование которых произошло половым путем, составляет 68,3%, доля парентерального пути передачи ВИЧ – 29,3%.
В социальной структуре ВИЧ-инфицированных лиц, впервые выявленных за январь текущего года, 56,1% составляют лица рабочих специальностей и служащие, 29,3% - лица без определенной деятельности, 9,8% - лица из мест лишения свободы.
***************
Согласно плану работы ресурсного центра по профилактике ВИЧ-инфекции и пропаганде здорового образа жизни на 2016/2017 учебный год волонтеры гимназии Горбачева Елизавета и Сачек Нина 18 февраля 2017 года изготавливали буклеты по профилактике вредных зависимостей.
***************
Викторина «Здоровье не купишь – его разум дарит!»
1 тур
1. Гиппократ сказал: «Ваша пища должна быть лекарством, а ваше лекарство должно быть пищей». К какому овощу можно отнести это изречение?
2. От погибшей карфагенской цивилизации нам осталось карфагенское или пуническое яблоко. Его изображение - символ плодородия - найдено в египетских пирамидах. Согласно Корану, этими растениями засажен райский сад. О каком дереве идет речь?
3. Из какого овоща белорусы получают больше всего витамина С?
4. «Яблоко любви» или «золотое яблоко» - так прозвали эти овощи в Италии, куда они попали в начале 16 века. Растение из семейства пасленовых, его родина - Южная Америка.
5. Древнегреческая легенда гласит, что на краю света, в саду Гесперид, растут золотые яблоки. Их добывал Геракл (двенадцатый, самый тяжелый его подвиг). Их еще называли «китайскими яблоками». Что это за плоды?
6. Греки назвали это растение кровью титанов, которую те пролили в борьбе с богами. Может быть, поэтому после длительной болезни или операции полезным оказывается сок и сами ягоды.
2 тур
1. Как называется распорядок дня?
2. Какое сорное растение содержит много витаминов и употребляется в пищу ранней весной?
3. Что укрыто в черепной коробке?
4. Правильное положение тела в пространстве?
5. Какие растения могут предотвратить простудные заболевания зимой?
6. Самый лучший отдых для мозга?
7. Мероприятия, направленные на предупреждение болезни?
8. В каком овоще каротина больше, чем в моркови?
9. Какой орган человека называют и «фильтром», и «сторожем», и «печкой»?
10. Плоды какого кустарника называют «природными поливитаминами»?
****************
Мероприятия, проведенные волонтерами отряда
«Надежда будущего»
В октябре 2016 года на базе РЦ проведен семинар-практикум для педагогических работников района: Внедрение методики «Равный обучает равного» в систему воспитательной работы учреждений района. Проведено открытое мероприятие для заместителей директоров по УВ работе района по методике РОР с учащимися 9-ых классов «Предупреждение приобщения молодежи к употреблению психоактивных, наркотических веществ».
В течение 2016/2017 учебного года с участием волонтеров равного обучения проведены: информ-дайджест «Профилактика ВИЧ-инфекции – путь к сохранению здоровья», профилактические беседы «Азбука поведения или правила на всю жизнь, информационный час «Скажем вредным привычкам – нет! Глупо самим причинять себе вред!» и другие мероприятия.
****************
Инфекции, передающиеся половым путем.
Заболеваемость и профилактика
«Наивно размышлять о злой заразе и невинных жертвах. В игре под названием ИППП нет победителей и проигравших, только проигравшие. Мужчины и женщины должны понять, что, защищая других, они защищают себя».
Проблема заболеваемости инфекциями, передающимися половым путем (ИППП), является актуальной для стран СНГ, также как и для стран Западной Европы. Малосимптомное, а зачастую бессимптомное течение многих ИППП привело к появлению в Международной классификации болезней 10-го пересмотра (Копенгаген, 1990 г.) нового термина, который более точно отражает их суть – инфекции, передаваемые преимущественно половым путем (ИППП).
В течение последних трех лет в Беларуси наблюдается положительная тенденция к снижению заболеваемости ИППП, также как и венерическими заболеваниями. По данным эпидемиологического прогноза, суммарная заболеваемость ИППП в Республике Беларусь среди других инфекционных болезней занимает 3 место после ОРВИ, гриппа и гельминтозов. Не стоит забывать и о том, что ИППП – самая частая причина бесплодия у мужчин и женщин.
Жертвами ИППП в основном (до 70%) становится молодежь от 15 до 29 лет. Это требует концентрации усилий организаций здравоохранения на работе с данной возрастной группой.
Самостоятельно обращаются за медицинской помощью примерно лишь 15-20% больных. В связи с этим необходимо дальнейшее активное формирование системы профилактики, направленной на предупреждение заболеваний и самостоятельное обращение пациента к врачу.
Важнейшим элементом этой системы должна быть первичная профилактика ИППП среди молодежи, участниками которой в первую очередь будут выступать учебные заведения, негосударственные молодежные организации, средства массовой информации, а также медицинские работники (валеологи, дермато-венерологи, акушеры-гинекологи, урологи, педиатры, средний медицинский персонал профильных лечебно-профилактических учреждений).
Для подростков наиболее важными индивидуальными факторами риска заражения ИППП являются воспитание в неблагополучной семье (нарушение эмоционального контакта между родителями и детьми, воспитание в неполной семье, безнадзорность со стороны родителей и бесцельное времяпровождение на улице, алкоголизация родителей и наличие у них психических заболеваний), деформация морально-нравственных установок, наличие акцентуаций характера, потребление эротической и порнографической видеопродукции, раннее начало половой жизни без знания правил безопасного сексуального поведения и неиспользование средств профилактики ИППП, употребление спиртных напитков, наркотиков и др.
В качестве одного из факторов, активно влияющих на уровень заболеваемости, выступает уровень информированности, наличие гигиенических знаний и навыков молодежи о болезнях, передаваемых половым путем. С учетом проводившихся в республике исследований, очевидно решающее значение своевременной научной информации по проблеме ИППП как одного из условий формирования личности подростка со стереотипом безопасного сексуального поведения. В таком случае ответственное поведение в области сексуальных взаимоотношений становится одной из устойчивых характеристик (черт) личности человека, согласно которым он себя ведет и в дальнейшем соответственно воспитывает потомство.
Несомненно, что врач в силу загруженности лечебной практикой не может выполнять весь объем работы по первичной профилактике ИППП среди учащейся и студенческой молодежи. Кроме того, одноразовое мероприятие (лекция) является формой санитарного просвещения и не может дать такой глубокий и устойчивый эффект, как воспитание. При такой ситуации наиболее ценной является роль врача как методиста (консультанта, эксперта), вооружающего научной информацией учителей, представителей молодежных организаций, родителей, то есть тех, кто постоянно общается с молодежью и может в учебном заведении и в неформальной обстановке на протяжении длительного времени проводить воспитательную работу. В итоге у подростка должен быть сформирован прочный стереотип безопасного полового поведения, который будет для молодого человека или девушки главной защитой от ИППП всю последующую жизнь.
Безусловно, никто лучше не сможет описать страдания венерических больных, медицинские и социальные последствия этих болезней, чем врач. Однако, ключевую информацию по этой проблеме молодой человек или девушка должны получить у своего учителя.
Не менее важной, чем описание характерных клинических признаков ИППП, является информация, направленная на формирование у молодежи убеждения, что государственные лечебно-профилактические учреждения – это наиболее приемлемый и доступный вид венерологической помощи, однозначная альтернатива самолечению. Этому способствует получение знаний о существенном изменении в нашей республике целого ряда принципов оказания венерологической помощи населению. Например, госпитализация лишь по медицинским показаниям. Большинство больных лечится амбулаторно. Возможно анонимное обследование и лечение в платных кабинетах при кожно-венерологических диспансерах. Высокая квалификация медперсонала гарантирует полное излечение при раннем обращении. Законодательством предусмотрено бесплатное обследование на сифилис и СПИД, а так же сохранение в тайне диагноза больного. Создана альтернативная сеть коммерческих негосударственных лечебных учреждений, проводящих тестирование на все ИППП и их лечение (кроме сифилиса и гонореи). Во всех крупных кожвендиспансерах организованы телефоны доверия, где анонимно можно получить консультацию по проблеме ИППП.
Что нужно знать о наркотиках
• Наркотики – химические вещества природного (встречаются в природе либо выделяются из растений) или синтетического (производятся искусственно) происхождения, способные вызывать изменения психического состояния, употребление которых приводит к зависимости.
• Вещество признается наркотическим с медицинской точки зрения, если оно оказывает специфическое воздействие на нервную систему (возбуждающее, угнетающее, галлюциногенное и пр.). Средство признается наркотическим с социальной точки зрения, когда его потребление приводит к широкомасштабным негативным последствиям для общества в целом. Средство признается наркотическим с правовой точки зрения, когда государство признает этот препарат наркотическим и вводит его в список контролируемых средств, веществ, лекарственных форм.
• Наркопотребление – употребление наркотических веществ без медицинской необходимости.
• Медицинские последствия наркопотребления – это те изменения, которые происходят в организме человека вследствие употребления наркотиков.
Важно понять, что наркотики очень быстро истощают психику и нервную систему человека. Они встраиваются в сложные биохимические процессы мозга, поэтому «командуют изнутри», посылая сигналы, похожие на те, когда мы испытываем жажду или голод. Это крайне мучительное состояние, полностью подчиняющее волю человека. Известно, что уже первая проба наркотика может привести к зависимости. Чем дольше период зависимости, тем сложнее возвращаться к нормальной жизни. Наркотики поражают не только мозг, тело, личность человека, но и часто ставят человека вне закона, несут с собой тяжелые социальные последствия: это и рост преступности, высокая смертность, рост заболеваемости среди молодежи ВИЧ-инфекцией, гепатитом, рождение неполноценных детей, разрушение семьи, боль и трагедии для близких людей, а также значительные экономические потери.
Сейчас я предлагаю Вам упражнение, в котором Вы должны продумать несколько вариантов отказа от принятия наркотика и предложения его попробовать.»
Варианты отказа от наркотических веществ:
• «Спасибо, нет. Я знаю, что это опасно для меня».
• «Спасибо, нет. Я уже пробовал, и это мне не понравилось».
• «Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями, учителями».
• «Спасибо, нет. Это не в моем стиле».
• «Спасибо, нет. Мне надо на тренировку».
• «Спасибо, нет. Если я это сделаю, потеряю власть над собой».
Способы сказать «Нет»:
1. Твердо, но доброжелательно и спокойно говори «нет», не вступая в препирательства, споры.
2. Соглашайся с доводами, но стой на своем: «В этом ты прав, но я не хочу этого делать»
3. Прекращай разговор: «Я больше не желаю говорить на эту тему».
4. Переходи в контратаку, засыпай собеседника своими аргументами.
5. Предложи компромисс.
6. Способ заезженной пластинки. Повторяй одну и ту же фразу, несмотря на аргументы, например: «Нет, я не буду этого делать!»
Знание о ВИЧ – это может касаться каждого!
Если человек живет нормальной жизнью, знает свое окружение, знает людей, с которыми он общается, нужно ли ему сдавать тест на ВИЧ? Можно ли по внешним признакам определить, болен ли человек ВИЧ-инфекцией?
По международной статистике до 90% людей, инфицировавшихся вирусом иммунодефицита, узнают о том, что они инфицированы только через несколько лет, когда у них появляются симптомы. Т.о., с момента заражения и до выявления факта инфицирования люди, не зная того, могут заразить других, в том числе своих сексуальных партнеров. И об этом нужно знать. Человек может быть здоровым, красивым, успешным и прекрасным, но быть с ВИЧ-инфекцией. Нужно быть готовым к этому и знать свой ВИЧ-статус. Нужно нести ответственность не только за здоровье того, с кем ты собираешься иметь детей, но и за всех, с кем ты собираешься вступать в отношения.
При ВИЧ-инфекции есть «период окна», когда тест может быть отрицательным, даже если человек инфицирован. Для получения достоверного результата целесообразно пройти тест через 3-6 мес. после возможного инфицирования. Кстати тест на ВИЧ можно сдать в любой организации здравоохранения (при наличии процедурного кабинета) в том числе анонимно.
Излечим ли ВИЧ?
До настоящего времени не разработано лечения ВИЧ-инфекции, которое могло бы устранить ВИЧ из организма. Тем не менее, в эпоху антиретровирусной терапии и ее доступности взгляд на ВИЧ как на смертельное заболевание абсолютно пересмотрен. С клинической позиции с учетом доступного лечения на ВИЧ-инфекцию можно смотреть как на хроническое заболевание (например, как сахарный диабет, артериальная гипертензия и др.).
Современный способ лечения ВИЧ-инфекции (т. н. высокоактивная антиретровирусная терапия) замедляет и практически останавливает прогрессирование ВИЧ-инфекции и её переход в стадию СПИД, позволяя ВИЧ-инфицированному человеку жить полноценной жизнью. При использовании лечения и при условии, что эффективность лекарств сохраняется, продолжительность жизни человека ограничивается не ВИЧ, а лишь естественными процессами старения.
Можно ли заразиться ВИЧ при поцелуях?
Нет. В слюне вирус присутствует в чрезвычайно низкой концентрации, не достаточной для заражения. Зарегистрированы сотни тысяч случаев передачи ВИЧ-инфекции, при которых был с точностью установлен источник заражения. Если бы слюна представляла реальный риск, среди этих сотен тысяч была бы значительная доля людей, получивших ВИЧ при кашле, чихании, поцелуях. Вспомните, как стремительно распространяется воздушно-капельным путем вирус гриппа. Этот путь передачи не считается эпидемиологически опасными, а рассматривается как теоретически возможный. Так достаточная для заражения концентрация ВИЧ в слюне достигается при объеме ее 4 литра.
Можно ли заразиться СПИДом, используя презерватив?
Невозможно заразиться ВИЧ при правильном использовании презерватива, с условием сохранения его целостности до окончания полового акта.
Может ли ВИЧ-инфицированная женщина родить здорового ребенка?
Может. На сегодняшний день ВИЧ не является противопоказанием для рождения здорового ребенка. ВИЧ передается ребенку от зараженной матери во время беременности, родов и кормления грудью. Если мать заражена, вероятность того, что ребенок будет инфицирован составляет 25-30 % (то есть один из трех-четырех детей, рожденных от зараженной ВИЧ матери, получает от нее ВИЧ). Прием противовирусных лекарств, отсутствие грудного вскармливания и некоторые другие приемы, позволяют снизить риск заражения ребенка от матери до 2%.
Могут ли насекомые быть источником заражения ВИЧ?
Нет. В мире не описано ни одного случая заражения ВИЧ через укусы кровососущих насекомых. ВИЧ не способен размножаться в организме комара или любого другого кровососа. Поэтому попадая в организм насекомого, он не выживает и не может никого заразить. Если такой путь был возможным, масштабы распространения эпидемии были бы гораздо большими.
План работы ресурсного центра по профилактике ВИЧ-инфекции
и формированию здорового образа жизни
на 2016 / 2017 учебный год
№ |
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Контингент |
Кто проводит |
||
Нормативно-правовое обеспечение |
||||||
1 |
Планирование работы на 2016 – 2017 учебный год. |
10.09.2016г. |
Солонец Н.А. |
|||
2 |
Пополнение и систематизация педагогических, информационных и программно-методических ресурсов. |
В течение года |
Солонец Н.А. |
|||
3 |
Изучение и практическое использование в работе нормативно – правовой базы по теме работы РЦ. |
В течение года |
Солонец Н.А. |
|||
Организационно-управленческое обеспечение работы центра |
||||||
4 |
Взаимодействие Центра с отделом образования, спорта и туризма Стародорожского райисполкома, другими государственными структурами и учреждениями образования района, общественными организациями, СМИ. |
Постоянно |
Солонец Н.А. РУМК, ЦРБ и др. общественные организации |
|||
5 |
Оформление и издание информационно – методической продукции по теме работы РЦ. |
В течение года |
Солонец Н.А. |
|||
Методическое обеспечение работы Центра (гимназия) |
||||||
6 |
Организационное заседание членов волонтерского отряда «Надежда будущего» по вопросам деятельности в направлении профилактики ВИЧ-инфекции и пропаганды здорового образа жизни среди сверстников. Распределение поручений. |
Сентябрь |
Учащиеся - волонтеры |
Солонец Н.А. |
||
7 |
Тренировочные (теоретические и практические) занятия по методике РОР по пропаганде ЗОЖ. |
По плану |
Учащиеся - волонтеры |
Солонец Н.А. Игнатчик В.В. |
||
8 |
Размещение информации по профилактике ВИЧ/СПИДа, пропаганде здорового образа жизни, отказа от рискованного поведения на стендах «Планета здоровья», «ЗОЖ», «информация». |
1 раз в месяц |
Солонец Н.А. |
|||
9 |
Проведение тренингов по профилактике ВИЧ-инфекции, вредных привычек,пропагандездорового образа жизни среди сверстников. |
В течение года |
Учащиеся |
Солонец Н.А. |
||
10 |
Проведение профилактических Недель по профилактике вредных привычек у подростков |
По плану |
Учащиеся |
Солонец Н.А. Острейко И.В. Игнатчик В.В. |
||
11 |
Участие в конкурсах по ЗОЖ |
В течение года |
Учащиеся |
Солонец Н.А. Игнатчик В.В. |
||
12 |
Консультации для классных руководителей по вопросам распространения СПИДа, ВИЧ-инфекций. |
В течение года |
Педагогические работники |
Солонец Н.А. |
||
13 |
Семинар-тренинг с классными руководителями по профилактике вредных привычек у учащихся гимназии |
ноябрь |
Классные руководители |
Солонец Н.А. |
||
14 |
Проведение в коллективе единого информационного дня по проблеме ВИЧ/СПИД |
01.12.2016г. |
Учащиеся, педагогические работники |
Солонец Н.А. Игнатчик В.В. Острейко И.В. |
||
15 |
Анкетирование учащихся (с 15 лет) с целью изучения уровня информированности и определения уровня рискованного поведения по проблемам ВИЧ-инфекции, наркомании, ИППП. |
1 раз в полугодие |
Учащиеся |
Солонец Н.А. Острейко И.В. Классные руководители |
||
16 |
Индивидуальные и групповые консультации для родителей, педагогов, учащихся по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции, СПИДа, сохранению и укреплению психического и физического здоровья. |
В течение года |
Солонец Н.А. Острейко И.В. |
|||
17 |
Провести информирование родителей учащихся по вопросам профилактики вредных привычек, ИППП, ВИЧ-инфекции. |
На родительских собраниях |
Родители |
Солонец Н.А. Острейко И.В. Классные руководители |
||
18 |
Участие в мероприятиях проводимых в рамках Всемирной компании против СПИДА. |
Памятные даты |
Учащиеся |
Солонец Н.А. Классные руководители |
||
19 |
Организация и посещение постоянно действующей выставки литературы на тему профилактики вредных привычек, ИППП, ВИЧ-инфекции. |
В течение года |
Педагогические работники района |
Солонец Н.А. Бойкова С.А. |
||
20 |
Выпуск буклетов о вреде наркотиков, курения, алкоголя, курительных смесей. |
В течение года |
Учащиеся, педагогические работники района |
Солонец Н.А. |
||
21 |
Организовать в кабинете постоянно действующие выставки литературы, обзоры литературы, встречи с медицинскими работниками и другими заинтересованными структурами и общественными организациями по проблеме распространения ВИЧ/СПИДа и ИППП. |
В течение года |
Солонец Н.А. Бойкова С.А. Игнатчик В.В. |
|||
Методическое обеспечение работы Центра (район) |
||||||
22 |
Накопление методического материала по проблемам формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, ИППП, ВИЧ-инфекции. |
В течение учебного года |
Солонец Н.А. РУМК, педагогические работники района |
|||
23 |
Пополнение кабинета разработками мероприятий, видеоматериалами по проблеме ВИЧ/СПИД и пропаганде ЗОЖ. |
В течение учебного года |
Солонец Н.А. РУМК, педагогические работники района |
|||
24 |
Обеспечение кабинета методической литературой, информационными материалами. |
В течение учебного года |
РУМК |
|||
25 |
Распространение буклетов, листовок среди учащихся на темы профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения, ВИЧ-инфекции, ИППП. |
В течение учебного года |
Учащиеся, педагогические работники района |
РУМК, УЗ «Стародорожская ЦРБ», Рай ЦГиЭ, Солонец Н.А. |
||
26 |
Проведение индивидуальных консультаций для педагогических работников района по организации профилактической деятельности по вопросам здорового образа жизни. |
В течение учебного года |
Педагогические работники района |
Солонец Н.А. |
||
27 |
Семинар-практикум для педагогических работников «Внедрение методики«Равный обучает равного» в систему воспитательной работы учреждений образования района». |
Ноябрь, 2016г. |
Педагогические работники района |
Бода С.В., Лапаник Н.М. Солонец Н.А. |
||
28 |
Распространение перспективного педагогического опыта работы педагогических работников по вопросам формирования здорового образа жизни. |
В течение учебного года |
Педагогические работники района |
РУМК |
||
29 |
Организация проектной деятельности в учреждениях образования района по формированию ЗОЖ. |
В течение учебного года |
Педагогические работники района |
РУМК |
||
График работы ресурсного центра по профилактике ВИЧ-инфекции
и формированию здорового образа жизни
Вторник
10.00 – 12.00 – Консультации для педагогических работников по вопросам организации и проведения профилактической деятельности по вопросам здорового образа жизни и профилактики ВИЧ-инфекции и ИППП
12.00 – 15.00 – Факультативные занятия по ЗОЖ
15.00 – 16.00 – Организация работы с волонтерами по методике «Равный обучает равного»
Четверг
10.00 – 12.00 – Консультирование педагогов учреждений образования, оказание информационно-методической поддержки
12.00 – 15.00 – Факультативные занятия по ЗОЖ
15.00 – 16.00 – Организация работы с волонтерами по методике «Равный обучает равного»
Пятница
10.00 – 12.00 – Консультации для педагогических работников по вопросам организации и проведения профилактической деятельности по вопросам здорового образа жизни и профилактики ВИЧ-инфекции и ИППП
14.00 – 16.00 – Обновление информационных, методических материалов в ресурсном центре по профилактике ВИЧ-инфекции и формированию здорового образа жизни
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
В помощь организации работы с учащимися по методике «Равный обучает равного»
Изданы информационные, программные и научно-методические пособия, которые размещены на странице «Внедрение подхода «Равный обучает равного» сайта Академии последипломного образования:
- Книга для организаторов равного обучения – «Внедрение подхода «Равный обучает равного» в учреждениях общего среднего образования» (авторы: Н. А. Залыгина, М. Е. Минова, С. Г. Молочников, Н. А. Ульянченко). В данной книге представлен алгоритм работы по организации внедрения подхода «равный обучает равного» в воспитательную работу учреждений общего среднего образования. Она предназначена для руководителей и специалистов образования: методистов, курирующих работу по формированию ЗОЖ, директоров, заместителей директоров по воспитательной работе и педагогов учреждений общего среднего образования. Материалы книги могут быть использованы в практической деятельности по внедрению равного обучения.
- Разработана учебная программа факультативных занятий «Подготовка волонтеров-инструкторов в рамках подхода «Равный обучает равного» (36 учебных часов) для учреждений общего среднего образования, получившая гриф и рекомендованная Министерством образования для использования в учреждениях общего среднего образования. Для реализации данной программы подготовлено и опубликовано учебно-методическое пособие для педагогов-консультантов «Подготовка волонтеров к реализации подхода «Равный обучает равного» в учреждении образования» Пособие включает программу и материалы для проведения занятий.
- Разработана учебная программа объединения по интересам «Подготовка волонтеров-инструкторов равного обучения по направлению “безопасное и ответственное поведение” (90 учебных часов) для учреждений дополнительного образования детей и молодежи. Включение учреждений дополнительного образования детей и молодежи в реализацию равного обучения можно считать одним из достижений проекта.
- Разработано и издано пособие «Модули волонтеров равного обучения для проведения занятий со сверстниками», в котором представлены модули для волонтеров равного обучения для проведения занятий со сверстникам по актуальным проблемам здорового образа жизни, гендерной культуры, безопасного и ответственного поведения подростков и молодежи. Пособие содержит методические разработки и информационные материалы для проведения занятий волонтерами.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Алгоритм методики обучения в соответствии с подходом «Равный обучает равного» включает этапы, на протяжении которых волонтеры проходят подготовку и осуществляют практическую деятельность.
I. Диагностический этап. Диагностика интересов, потребностей, членов детского или молодежного объединения с целью определения содержания равного обучения и отбора будущих волонтеров. Выбор мотивированных членов детского или молодежного объединения для работы в качестве волонтеров. При выборе волонтеров важен принцип добровольности.
II. Подготовительно организационный этап. Подготовка волонтеров. Создание системы волонтерского самоуправления. Планирование и организация практической деятельности волонтеров с группами подростков, молодых людей в условиях детских и молодежных объединений.
III. Деятельностный этап. Практическая работа волонтеров в группах членов детских и молодежных объединений с участием (поддержкой и сопровождением) педагогов-консультантов.
IV. Оценочно-прогностический этап. Оценка эффективности обучения в соответствии с подходом «равный обучает равного», его результативности и качества, составление прогноза о его развитии и совершенствовании.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Знание о ВИЧ – это может касаться каждого!
Если Если человек живет нормальной жизнью, знает свое окружение, знает людей, с которыми он общается, нужно ли ему сдавать тест на ВИЧ? Можно ли по внешним признакам определить, болен ли человек ВИЧ-инфекцией?
По международной статистике до 90% людей, инфицировавшихся вирусом иммунодефицита, узнают о том, что они инфицированы только через несколько лет, когда у них появляются симптомы. Т.о., с момента заражения и до выявления факта инфицирования люди, не зная того, могут заразить других, в том числе своих сексуальных партнеров. И об этом нужно знать. Человек может быть здоровым, красивым, успешным и прекрасным, но быть с ВИЧ-инфекцией. Нужно быть готовым к этому и знать свой ВИЧ-статус. Нужно нести ответственность не только за здоровье того, с кем ты собираешься иметь детей, но и за всех, с кем ты собираешься вступать в отношения.
При ВИЧ-инфекции есть «период окна», когда тест может быть отрицательным, даже если человек инфицирован. Для получения достоверного результата целесообразно пройти тест через 3-6 мес. после возможного инфицирования. Кстати тест на ВИЧ можно сдать в любой организации здравоохранения (при наличии процедурного кабинета) в том числе анонимно.
Излечим ли ВИЧ?
До настоящего времени не разработано лечения ВИЧ-инфекции, которое могло бы устранить ВИЧ из организма. Тем не менее, в эпоху антиретровирусной терапии и ее доступности взгляд на ВИЧ как на смертельное заболевание абсолютно пересмотрен. С клинической позиции с учетом доступного лечения на ВИЧ-инфекцию можно смотреть как на хроническое заболевание (например, как сахарный диабет, артериальная гипертензия и др.).
Современный способ лечения ВИЧ-инфекции (т. н. высокоактивная антиретровирусная терапия) замедляет и практически останавливает прогрессирование ВИЧ-инфекции и её переход в стадию СПИД, позволяя ВИЧ-инфицированному человеку жить полноценной жизнью. При использовании лечения и при условии, что эффективность лекарств сохраняется, продолжительность жизни человека ограничивается не ВИЧ, а лишь естественными процессами старения.
Можно ли заразиться ВИЧ при поцелуях?
Нет. В слюне вирус присутствует в чрезвычайно низкой концентрации, не достаточной для заражения. Зарегистрированы сотни тысяч случаев передачи ВИЧ-инфекции, при которых был с точностью установлен источник заражения. Если бы слюна представляла реальный риск, среди этих сотен тысяч была бы значительная доля людей, получивших ВИЧ при кашле, чихании, поцелуях. Вспомните, как стремительно распространяется воздушно-капельным путем вирус гриппа. Этот путь передачи не считается эпидемиологически опасными, а рассматривается как теоретически возможный. Так достаточная для заражения концентрация ВИЧ в слюне достигается при объеме ее 4 литра.
Можно ли заразиться СПИДом, используя презерватив?
Невозможно заразиться ВИЧ при правильном использовании презерватива, с условием сохранения его целостности до окончания полового акта.
Может ли ВИЧ-инфицированная женщина родить здорового ребенка?
Может. На сегодняшний день ВИЧ не является противопоказанием для рождения здорового ребенка. ВИЧ передается ребенку от зараженной матери во время беременности, родов и кормления грудью. Если мать заражена, вероятность того, что ребенок будет инфицирован составляет 25-30 % (то есть один из трех-четырех детей, рожденных от зараженной ВИЧ матери, получает от нее ВИЧ). Прием противовирусных лекарств, отсутствие грудного вскармливания и некоторые другие приемы, позволяют снизить риск заражения ребенка от матери до 2%.
Могут ли насекомые быть источником заражения ВИЧ?
Нет. В мире не описано ни одного случая заражения ВИЧ через укусы кровососущих насекомых. ВИЧ не способен размножаться в организме комара или любого другого кровососа. Поэтому попадая в организм насекомого, он не выживает и не может никого заразить. Если такой путь был возможным, масштабы распространения эпидемии были бы гораздо большими.
Рекомендации по ведению здорового образа жизни |
Благодаря 10 основным рекомендациям по ведению здорового образа жизни, предлагаемые врачами, психологами и диетологами разных стран мира, можно не только значительно укрепить здоровье, тем самым продлевая жизнь человека, но и привнести в нее много интересного и полезного. 5 совет. Всегда живите так, как считаете нужным, не прислушиваясь к чужим мнениям. Это поможет по максимуму избежать различных депрессий и плохого настроения. |