Как вызвать интерес у ребёнка и сделать так, чтобы процесс приносил ему удовольствие
Даже если у вас нет времени на ребёнка “Воспитываем интерес к чтению”
Читайте малышу, когда он ещё не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте ритуал «чтения после обеда или на ночь». Читайте с ребенком вслух, по ролям и по очереди – к взаимному удовольствию.
Воспользуйтесь психологическим принципом «неоконченного действия»: читая вслух, остановитесь на самом интересном месте (ах, прости, я должен(а) уйти, мы остановились вот тут) и оставьте ребенка наедине с книгой… А через некоторое время спросите: ну, расскажи, что там было дальше, мне это очень интересно!
Читайте сами «про себя» у ребенка на глазах. Он должен видеть, что Вам это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие.
Предложите ребёнку ответить на вопросы кроссворда, … порекомендуйте прочитать книгу, после прочтения которой возвратитесь к кроссворду. Когда ребёнок ответит, подведите итоги.
Спросите у друзей Вашего ребенка, что они читают. Наступает возраст, когда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.
Посмотрите с ребенком какой-нибудь мультфильм (кинофильм) по мотивам известной детской книжки, порекомендуйте прочитать книгу и предложите ребёнку нарисовать то, что он чувствовал, читая книгу…. чтобы сравнить их с мультфильмом или спектаклем.
Главное, чему учат книги – как найти общий язык со своими детьми. Общение по поводу прочитанного сближает семью, объединяет её духовно. Сопереживая героям, мы становимся ближе, понятнее друг другу, а это самое важное для нравственного, да и физического здоровья семьи.
Книги - это часть нашего культурного наследия. Они создают общие точки отсчета.
Книги помогают нам понять других. Читая книги, написанные писателями других культур и эпох, и видя, что их мысли и чувства похожи на наши, мы лучше понимаем другие культуры и избавляемся от предрассудков
Хорошую детскую книжку можно читать вслух на радость взрослым и детям. Она объединяет поколения
Книга учит нас этике. Она заставляет нас размышлять о добре и зле.
Детская книжка обогащает культуру страны. Над книжкой работает множество людей: писатели, художники, издатели, редакторы, печатники, рецензенты, книготорговцы, библиотекари
Детская книжка открывает нам путь в большую литературу - огромный мир на всю нашу жизнь. Пусть первая встреча с книгой станет незабываемым событием.
Книга развивает наш язык и увеличивает запас слов. Она учит нас выражать наши мысли и понимать, что говорят и пишут другие.
Книга развивает наше мышление. Из книг мы учимся абстрактным понятиям, книги расширяют горизонты нашего мира.
Книга стимулирует фантазию и учит нас мыслить образами.
Книга развивает нашу способность к сопереживанию. Мы учимся вживаться в положение других людей.
Книги задают важные вопросы, над которыми стоит задуматься.
Книги скрашивают одиночество. Книгу можно взять с собой куда угодно Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть
Книги придают нам силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют нас смеяться и плакать. Они приносят утешение и указывают выход из трудного положения.
Книги помогают нам познать самих себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как мы.
Из книг мы понимаем, что не на все вопросы есть однозначные ответы, что на любую проблему можно посмотреть с разных точек зрения. Книги п оказывают, что конфликты не обязательно решать путем насилия
Книга объясняет жизнь и помогает нам увидеть связь одного явления с другим.
Из книг мы узнаем о других странах и о другом образе жизни, о природе, технике, истории обо всем на свете, что нас интересует
Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и в других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.
Формируйте привычку! Читайте каждый день. Просто так. Чтение ради чтения. Очень плохо, когда активное знакомство с литературой начинается с «обязаловки». Нет времени на длинную сказку? Читайте стихотворение, но делайте это ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Развивайте воображение вашего ребенка на материале книги. Побуждайте его угадывать развитие событий, освещенных в книге, представлять мысленно героев, продолжать написанное, прогнозировать, вдумываться в многозначность слова.
Если ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги — с ярким, крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
Ни в коем случае не заставляйте ребенка читать самостоятельно книги «для души». Такое насилие убивает читательский интерес. Помните, первую книгу для самостоятельного прочтения ребенок должен взять сам!. Если вы читали ему много и часто, то будьте уверены, он сделает это.
Побуждайте своих детей читать программную литературу до изучения ее в школе. Используйте для этого летнее время. Включайтесь в ее чтение вместе с ребенком, найдите в этом удовольствие. Глядя на вас, и ребенок получит радость. Последующее изучение произведения в классе ляжет на эмоционально подготовленную почву и нейтрализует негативное отношение к нему.
Читайте сами! Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающийродитель, а еще лучше — читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.
Самое важное, что могут родители, — посоветовать школьнику записаться в детскую библиотеку и на первых порах вместе с ним посещать ее. Детская библиотека – это совершенно особая атмосфера. Конечно, любую книгу можно купить, но взять почитать ее на несколько дней, потому что другие ребята ждут ее и тоже хотят прочесть, гораздо «педагогичнее»
Необходимо научить ребенка не бояться больших, «толстых книг». Ребенок должен научиться «чтению с продолжением», то есть начать читать большие книги, разбитые на главы. В день по главе. И прежде чем начать новую, вспоминайте вместе, на чем остановились. Предвкушение продолжения порождает у маленького читателя интерес, затягивает.
Каждому возрасту своя литература. Чтобы не гадать, что дать почитать, советуем брать хрестоматии для соответствующего возраста или библиографические указатели (например «Круг чтения. Что читать дошкольникам и младшим школьникам: рекомендательный указатель детской литературы»)