Памятка молодому учителю
«Цели урока и приёмы их достижения»
Образовательная цель (познавательный аспект) |
Приёмы достижения цели |
Варианты вопросов для проверки уровня достижения цели |
1. Способствует запоминанию основной терминологии |
1. Пояснение названий. 2. Перечень основных предметов и явлений с указанием их названия |
1. Как называются..? 2. Перечислить основные названия… 3. Задания тестового характера… |
2. Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественной характеристики изучаемых объектов и явлений |
1. Цифры в ходе изложения важного учебного материала даются в сравнении. 2. С целью запоминания эталонных цифр оформляются записи в рабочей тетради (специальная страничка «Самое, самое…», «Важно помнить…» и др.) 3. С целью большей информатизации важно цифры из абсолютных переводить в относительные |
1. Сколько…? 2. Когда…? 3. Перечислить цифры, подтверждающие… |
3. Способствовать осознанию основного фактического материала |
1. Объяснение учебного материала. 2. Пересказ учебного материала. 3. Репродуктивная беседа. 4. Чтение и пересказ текста учебной статьи. 5. Ответы на репродуктивные вопросы учащихся класса и др. |
1. Пересказать основное содержание… 2. Перечислить факты, подтверждающие… 3. Где находятся (располагаются)…? 4. Как произошли…? |
4. Способствовать формированию представления о…. |
1. Яркий, эмоциональный рассказ учителя. 2. Демонстрация иллюстраций и других средств наглядности. 3. Сочетание рассказа учителя и наглядности, подтверждающее основную информацию. 4. Прочтение учебного текста и др. |
1. Рассказать о… 2. Описать внешние признаки… 3. Какие черты характеризуют образ…? и др. |
5. Способствовать осознанию существенных признаков понятия…. |
1. Понятия формируются на базе представлений. 2. Понятия раскрываются через определение и выделение существующих признаков. 3. Работа над понятием осуществляется индуктивным путем (примеры – существенные признаки – определение); или дедуктивным путем (определение – существенные признаки – примеры) |
1. Дать определение понятия… 2. Каковы существенные признаки понятия…? 3. Что такое…? и др. |
6. Создать условия для выявления причинно-следственных связей….. 6.1. Раскрыть причины… 6.2. Выявить последствия |
1. Проблемное изложение учебного материала. 2. Беседа с использованием вопроса типа: Почему? Что произойдет, если…? Каковы причины…? Каковы последствия…? 3. Решение познавательных задач |
1. Почему…? 2. Что произойдет, если…? 3.Каковы причины…? 4. Каковы последствия…? |
7. Способствовать пониманию закономерности… 7.1. Создать условия для выявления взаимосвязи между… 7.2. Способствовать пониманию зависимости между… |
1. Проблемное изложение учебного материала. 2. Беседа с использованием вопросов типа: Каковы взаимосвязи между…? Как влияют друг на друга…? Какова зависимость…? Как зависит…? 3. Решение познавательной задачи. |
1. Раскрыть взаимосвязи между… 2. Обосновать зависимость между… 3. Как влияют друг на друга…? 4. Как зависит…? 5. Какова взаимосвязь между…? И др. |
8. Способствовать пониманию закона… |
1. Разъяснение сути закона в процессе объяснения. 2. Эвристическая беседа. 3. Решение познавательной задачи с целью доказательства механизма действия закона. |
1. Доказать, что… |
9. Способствовать пониманию теории… |
1. Рассказ учителя о теории… |
1. Рассказать о теории… |
Развивающая цель (развивающий аспект) |
Цель самостоятельной работы учащихся |
Содержание заданий для самостоятельной работы |
1. Способствовать обучению школьников умению комментировать прочитанный текст учебной статьи |
1. Научиться комментировать прочитанный текст учебной статьи |
1. Прочитать текст учебной статьи (с. …), кратко сформулировать ответ на вопрос: О чем пишет автор учебной статьи? |
2. Способствовать обучению школьников умению находить необходимые сведенья в тексте учебной статьи |
2. Научиться находить необходимые сведенья в тексте учебной статьи |
2. Прочитать текст учебной статьи (с. …), найти сведенья, подтверждающие, что… |
3. Способствовать обучению школьников умению составлять перечень понятий, содержащихся в тексте учебной статьи |
3. Научиться составлять перечень понятий, содержащихся в тексте учебной статьи |
3. Прочитать текст учебной статьи (с. …), составить перечень основных понятий, содержащихся в тексте учебной статьи. Дать определение понятий (в процессе работы можно использовать справочные материалы) |
4. Способствовать обучению школьников умению конструировать репродуктивные вопросы по содержанию текста учебной статьи |
4. Научиться конструировать репродуктивные вопросы по содержанию текста учебной статьи |
4. Прочитать текст учебной статьи (с. …), сконструировать репродуктивные вопросы по содержанию учебного материала (Какие…? Где…? Как…? Что такое…?) |
5. Способствовать обучению школьников умению отвечать на вопросы учителя по содержанию текста учебной статьи |
5. Научиться отвечать на вопросы учителя по содержанию текста учебной статьи |
5. Прочитать текст учебной статьи (с. …), найти ответ на следующие вопросы… |
6. Способствовать обучению школьников умению выделять главную мысль в содержании текста учебной статьи |
6. Научиться выделять главную мысль в содержании текста учебной статьи |
6. Прочитать текст учебной статьи (с. …), выделить главную мысль автора в тексте учебной статьи |
7. Способствовать обучению школьников умению выделять логические части в тексте учебной статьи |
7. Научиться выделять логические части в тексте учебной статьи |
7. Прочитать текст учебной статьи (с. …), выделить логические части в содержании учебного материала, кратко озаглавить каждую часть |
8. Способствовать обучению школьников умению подразделять текст учебной статьи на основной и пояснительный |
8. Научиться подразделять текст учебной статьи на основной и пояснительный |
8. Прочитать текст учебной статьи (с. …), выделить его на основной (главная мысль автора) и пояснительный (фактический материал, примеры, иллюстрирующие главную мысль) |
9. Способствовать обучению школьников умения определять основные закономерности в тексте учебной статьи |
9. Научиться определять основные закономерности в тексте учебной статьи |
9. Прочитать текст учебной статьи (с. …), найти в тексте предложения, в которых отражается зависимость одного явления (объекта) от другого |
10. Способствовать обучению школьников умению составлять сложный план по тексту учебной статьи |
10. Научиться составлять сложный план по тексту учебной статьи |
10. Прочитать текст учебной статьи (с. …), выделить смысловые части, озаглавить каждую часть, проанализировать содержание каждой смысловой части, отразить основное содержание статьи в форме сложного плана |
11.Способствовать обучению школьников умению устанавливать причинно-следственные связи по тексту учебной статьи |
11. Научиться устанавливать причинно-следственные связи по тексту учебной статьи |
11. Прочитать текст учебной статьи (с. …), найти предложения, в которых раскрываются причины и следствия изучаемых явлений |
12. Способствовать обучению школьников умению определять черты сходства и различия в изучаемых объектах и явлениях |
12. Научиться определять черты сходства и различия изучаемых объектов и явлений |
12. Прочитать текст учебной статьи (с. …), определить объекты (явления) для сопоставления, сопоставить, определить черты сходства, определить черты различия. Ответ оформить в виде вывода: 1) черты сходства…; 2) черты различия |
13. Способствовать обучению школьников умению сравнения и обобщения изучаемых объектов и явлений |
13. Научиться умению сравнивать и обобщать изучаемые объекты и явления |
13. Прочитать текст учебной статьи (с. …), найти объекты для сравнения, определить основания для сравнения, сопоставить объекты по определенным основаниям, найти черты сходства, объяснить причины сходства. Сделать вывод |
14. Способствовать обучению школьников умению конструировать творческие вопросы по содержанию текста учебной статьи |
14. Научиться конструировать творческие вопросы по содержанию текста учебной статьи |
14. Прочитать текст учебной статьи (с. …), сконструировать творческие вопросы по содержанию учебной статьи (Почему…? Каковы причины…? Что произойдет, если…? Какова взаимосвязь…? От чего зависит…? |
15. Способствовать обучению школьников умению конструировать познавательные задачи по содержанию текста учебной статьи |
15. Научиться конструировать познавательные задачи по содержанию текста учебной статьи |
15. Прочитать текст учебной статьи (с. …), сконструировать познавательные задачи по тексту учебной статьи (как доказать, что…, объяснить причины…, спрогнозировать последствия…, обосновать свою точку зрения по поводу…) |
16. Способствовать обучению школьников умению составлять а) схемы, б) таблицы, в) ЛОС по тексту учебной статьи (Примечание: умения формируются на нескольких уроках: 1) обучение составлению схемы; 2) обучение составлению таблицы; 3) обучение составлению ЛОСа |
16. Научиться составлять: а) схемы, б) таблицы, в) ЛОС по тексту учебной статьи |
16. Прочитать текст учебной статьи (с. …), составить: а) схему, б) таблицу, в) ЛОС по тексту учебной статьи. (Примечание: обучение этому умению осуществляется поэтапно: 1) учитель демонстрирует образец работы; 2) учитель показывает, как составить по тексту схему, таблицу, ЛОС; 3) учитель упражняет учащихся в выполнении задания) |
17. Способствовать обучению школьников умению характеризовать объекты и явления по тексту учебника и дополнительной литературе |
17. Научиться характеризовать объекты и явления по тексту учебника и дополнительной литературе |
17. Прочитать текст учебной статьи (с. …), подобрать дополнительную литературу, проанализировать содержание нескольких источников, выбрать сведенья, необходимые для комплексов, выбрать сведенья, необходимые для комплексной характеристики изучаемого явления (объекта), дать характеристику явления (объекта) |
18. Способствовать обучению школьников умению рецензировать (оппонировать) творческую работу одноклассника |
18. Научиться рецензировать (оппонировать) творческую работу одноклассника |
18. Прочитать творческую работу ученика, выявить позитивные и негативные аспекты работы, высказать собственное суждение в форме рецензии или отзыва. (Примечание: с планом рецензирования, отзыва на творческие работы, образцами рецензий и отзывов учитель знакомит школьников заранее) |
19. Способствовать обучению школьников умению реконструировать текст учебной статьи |
19. Научиться конструировать текст учебной статьи |
19. Прочитать текст учебной статьи (с. …), выявить позитивные и негативные аспекты в авторском варианте статьи, обосновать свои критические замечания, предложить свой вариант статей. (Ответить на вопрос: Как бы я написал данный параграф для своих одноклассников) |
20. Способствовать обучению школьников умению выдвигать гипотезу и обосновывать логику доказательства своего предложения в процессе |
20. Научиться а) выдвигать гипотезу, б) обосновывать логику доказательства своего предложения в процессе |
20. Прочитать текст учебной статьи (с. …), проанализировать содержание с целью выявления основных идей автора, найти противоречия, сформулировать проблему. |