Памятка преподавателю по самообразованию,
изучению и использованию передового педагогического опыта
Педагог в современную эпоху не может работать, руководствуясь лишь собственными интуицией и опытом.
Накопленный опыт, если он не сочетается с повседневным самообразованием, повышением педагогической эрудиции, овладение новыми знаниями, может со временем стать тормозом на пути к требованиям, предъявляемым жизнью.
«Факт сам по себе ничто, важна только идеальная сторона факта мысль, из него вытекающая и им подкрепляемая... Передается мысль, вытекающая из опыта, но не сам опыт» (К.Д.Ушинский).
Мастерство, эрудиция, опыт, качество никогда не приходят сами собой. Качество – всегда результат количества – прочитанного осмысленного, проверенного на практике.
Неудачи в применении чужого опыта объясняются механическим перенесением опыта на свою почву.
При изучении передового опыта не следует увлекаться поиском только «ультранового», педагогических новаций и проходить мимо обычной добросовестной работы педагогов, секрет успеха которой в систематическом воплощении в жизнь важнейших дидактических и методических принципов и правил, как традиционных так и новых.
Педагог, не создавший нового, но грамотно и эффективно использовавший уже достигнутое, может и должен служить образцом для подражания и быть передовым для тех, кто не достиг еще требуемого уровня в своей работе.
Опираясь на найденное другими, ищите сами. При этом рождается своя система работы, а не скопированная.
При организации самообразования необходимы плановость и избирательность. «Самообразование вообще» никогда не приносит желаемых результатов. Самое опасное в самообразовании -- формализм.
Каждый педагог имеет пусть маленький, но свой опыт, и просто «пересадка» чужого опыта приводит к его отторжению.
Двигаясь вперед, в ногу со временем, создавая новое, не разрушай старого, многократно себя оправдавшего!